Дисклеймер: данный материал - это личная точка зрения игроков, прошедших достаточное количество квестов не только в Беларуси, но и в других странах, а именно: Iryna, Green Fairy, GoodBoy, NastSid, MaleBat, Алена, Александра. Мнение может не совпадать с точкой зрения портала ExtraReality. Мы решили высказаться в общественном поле, потому что эти вопросы уже давно витают в кулуарах и обсуждаются в личных разговорах. Но так как тема серьезная - считаем, что ее нужно обсуждать публично. Толчком к написанию данной статьи послужила поездка Irynы в Москву на квесты, а также некоторая дискуссия, возникшая в квестовых кругах.

Iryna: Когда госпожа Green Fairy радостно рассказывала мне о своих поездках в Москву на квесты, я удивлялась ее радости и напору. Мне понадобилось несколько лет, чтобы самой решиться на подобное путешествие. И теперь есть, о чем сказать, а также появилось несколько мыслей, которыми я бы хотела поделиться.

Первое. Классические квесты лучше делают у нас. Я еще съезжу пару раз, чтобы убедиться в своем мнении, но те две классики, на которых я была в этот квест-тур, показали, что эскейпы у нас строятся на очень высоком уровне, да и по цене радуют больше, чем московские эксейпы. Антураж, загадки, логика их построения и сюжет - вообще никаких вопросов. Поэтому если у вас есть друзья не из РБ и они хотят приехать к нам на квесты - смело приглашайте, стыдно не будет.

Второе. А теперь по поводу стыдно. И вообще ни разу не весело. Я была на 4 перфомансах в этот раз. И знаете что? Все они были высочайшего уровня. Я не понимала, почему мои друзья ездят в Москву, тратят свои кровные. Сейчас понимаю и присоединяюсь к тем голосам, что твердят - лучше подсобрать денег и съездить на пару-тройку перфов в Москву, чем каждый раз ждать открытия, бежать сломя голову - и получать в 80% случаев разочарование, а иногда и злость за потраченные средства. Я не считаю, что мы зажрались. Под “мы” я подразумеваю не только мастеров экстры, но и других игроков, прошедших более 100 квестов и у нас, и в других странах. Я считаю, что наш опыт позволяет нам трезво оценивать общий уровень индустрии.

Почему же мы “бухтим”, “возбухаем”, пишем обратную связь на несколько листов и не даем спокойно жить организаторам? И за что нас так не любят некоторые товарищи? Вполне возможно, они уже создали тайную коалицию “Обиженных” и в каком-нибудь заброшенном доме периодически собираются, чтобы потыкать иголками в наши куклы вуду.

Локация. Вы представляете, чтобы на минском перфе вы вышли после игры в чистой одежде? Я нет. А в Москве мне не пришлось переодеваться, потому что даже на локах, показывающих заброшенные больницы и особняки и находящихся в подвалах и на территории старого завода, было чисто. Мне не пришлось отмывать руки от сажи или пыли. Я прекрасно понимаю, что объем финансирования в Минске и Москве разный, и я не претендую и не требую того, чтобы каждая локация была вылизана и представляла собой колизей, а в гостевой зоне были кожаные диваны с шампанским, охлажденным в ведерке со льдом. Но я увидела, что возможно, даже находясь в подвале, иметь чистое пространство, по которому не противно передвигаться. Прикиньте? Так можно, и это не повредит впечатлению от хоррора или мистического квеста. Кстати, две из четырех локаций вполне по масштабу сопоставимы с Минском, оказывается, необязательно отстраивать трехэтажный дом с подвалом, можно сделать толковый проект и на сравнительно небольших площадях. Еще важно добавить, что некоторые квесты были контактными. Про контакт и его уровни мы сегодня писать не будем, речь не об этом, но хочется отметить, что даже полежав в разных углах локации и покатавшись по полу, мы остались чистыми. Разве что только немножко вспотевшими, но когда на улице +28, это неудивительно. На каждом квесте были кулеры с водой, везде можно сходить в туалет, помыть руки, есть места для переодевания, вешалки, локеры, вода была как холодная, так и горячая.

Антураж. В процессе прохождения игр мы побывали в двух особняках (один по сюжету был обветшалым), заброшенной больнице и в подсознании убийцы. Еще раз повторюсь: мусора и грязи не было нигде. Испачкаться можно, только если очень захотеть. Все остальное наполнение - строго по сюжету и по делу. Если кухня - то лежат дошираки и консервы (настоящие), если кухня обветшалая - стоит ржавая плита, старая микроволновка, явно потертые шкафчики. Если больничка - то, соответственно, истории болезни, назначения, банки из-под лекарств. Никакой бутафории, ничего не прикручено / не привинчено. Хочешь копаться - копайся. При этом ни одна загадка не подразумевает, что вы будете рыться в куче строительного хлама.

Звук. Во всех четырех пройденных квестах присутствовало звуковое сопровождение. Отсутствие звука не равно реалистичность! Грамотно подобранная музыка только добавляла дополнительных ощущений происходящему, в нужных местах создавая сильное напряжение и саспенс. Если по сюжету что-то должно открыться - это обязательно дублировалось звуком, чтобы мы не подумали проклевать этот момент.

Освещение. Безусловно, если локация по сюжету заброшенная, она не может быть освещена люстрами, однако ни разу я не почувствовала нехватку света, каким-то волшебным образом нужные моменты были подсвечены (спасибо оператору на камерах, который следил за игрой). Орги придумали очень интересное решение в данной ситуации - дорогу тебе показывают светом, и если тебе что-то нужно делать, то всегда в освещенном пространстве. В принципе нам каждый раз давали установку - если пропал свет и стало темно, замрите на месте, не идите никуда, не размахивайте конечностями, просто стойте. Нам ни разу не понадобился фонарик, мы всегда видели, куда идти. И это положительным образом отражается на ощущении безопасности, потому что мы не боялись передвигаться. И это при том, что в двух квестах были добротные, на 10-12 ступенек, лестницы, по которым мы иногда носились, как угорелые. Да, во время передвижения между комнатами могли быть затемненные коридоры, но это не была кромешная тьма, когда ты на ощупь пытаешься куда-то двигаться, рискуя переломать себе конечности.

Техника безопасности. Вы знаете, это крутое ощущение, когда ты спокойно передвигаешься по территории и не боишься напороться на балки, острые железяки, засадить себе занозу или долбануться головой в стену в темноте. Все максимально выверено, двери / переходы между локациями открываются / закрываются автоматически, что исключает саму вероятность прижать себе или кому другому что-нибудь. И это не о вложениях денег - нет, это об ответственности организаторов и подходе к своей работе. Не было открытого огня рядом с бумагами. Переходы ровные, у админов / актеров есть свои ходы и возможность максимально быстро передвигаться по локации (сами видели, когда нас водили фотографироваться после игр). Управление дверьми ЭЛЕКТРОНИКОЙ, а не половина на ключах, вторая на засовах. Во всех локациях установлены работающие камеры, которые целиком захватывают помещение и записывают происходящее. В первую очередь это для безопасности самих организаторов - если, не дай бог, что-то случилось, то есть видеосвидетельство происходящего. И неадекватному игроку уже не получится добровольно стукнуться головой в стену или в темноте приложить головой в стену своего друга, а потом написать заявление, что это актер их избил.

Актеры и внешний вид. Удивительно, но ни в одном из пройденных квестов актеры не были одеты в балахоны с капюшонами. Маски были в одном квесте, но они были сюжетно обоснованы, полностью соответствовали антуражу и сюжету и сделаны были качественно, актерам в них было удобно (это тоже важно, ребята не парились и не душились под резиной). В остальных квестах актеры работали исключительно лицом, на которое мог быть нанесен грим, если этого требовал сюжет. То есть когда ты общаешься с героем - ты видишь его эмоции, как они отражаются на лице. Даже маньяки были чистенькие и в нормальной одежде. Свет во время взаимодействия с актерами был всегда, мы видели, что они делают, и очень большой плюс - актеры тоже видели, что делают, с кем разговаривают и кому какой выдают контакт.

Интерактив. О боги! Только ради этого стоило ехать нах Москау. На пройденных перфах (а это были именно перфы, о чем мы напишем ниже) все (да-да!) герои общались с нами осознанно, каждый шел на полноценный содержательный диалог, внимательно отслеживая наши реакции и подстраиваясь по ходу игры.

Как бы ни хотела Iryna, Green Fairy настояла, чтобы мы не называли конкретно минские квесты, в которых мы получили такую же отдачу актеров. Но пересчитать их из работающих ныне можно по пальцам одной руки. Из закрывшихся, упоминания о которых не должны вызвать ни у кого обиду, круто работали первое Проникновение, Объект, Маскарад, первый Аутласт. На этих проектах актеры также работали в нормальной одежде или специально подобранных костюмах, не натягивали на себя резину (опытные игроки предпочитают без резины, мы за естественность ощущений), отыгрывали лицом, шли на осознанные диалоги, подстраивались под игроков. А теперь посчитайте процентное соотношение - сколько квестов, называющих себя перфомансами, сейчас в Минске, и сколько действительно работают на совесть.

Про контакт подробно здесь писать не будем, потому что суть, на самом деле, не в нем, хотя Green Fairy может много чего сказать на этот счет. Однако я коротко опишу свои ощущения. Ни разу в Москве у меня не возникло чувства, что контакт не обоснован - любое действие актеров было логично, мои действия и слова имели определенные последствия, все было в рамках сюжета и истории. И в то же время очень часто в Минске я не понимаю, зачем актер кусает, дергает меня, когда это нелогично и не подходит по сюжету. Контакт ради контакта? Для такого я могу выйти на улицу. Да, вы можете сказать, что мы цепляемся. Но я такой же игрок, как и все, и да - я душнила и хочу, чтобы со мной общались в рамках заявленной истории. А какого рожна бестелесный призрак меня кусает в Минске? Или демон, который должен воздействовать исключительно на мои эмоции, неожиданно вдруг херачит электрошокером или вбивает меня в стену? Зачем это, спрашивается? Почему? А потому что мы можем / а потому что гладиолус. Простите, ребята, но так это не работает. Не говорите мне, что контакт обязательно должен быть на хорроре. Ни фига. И без контакта можно сделать шикарный перфоманс, где игроки будут срать кирпичами от страха. Можно! Я это видела.

А у нас часть перфов я бы переименовала в квест с актером, да и это в некоторых случаях было бы преувеличением.

Резюме, если вас достал наш лонгрид.

1. Классику в Минске делают лучше, чем в Москве.

2. Перфы в Москве делают лучше, чем в Минске.

3. Антураж. Мусор и пыль в локации - не равно реалистичность. Отсутствие звукового сопровождения - не равно реалистичность. Полное отсутствие света - не равно реалистичность. Отсутствие камер - не равно реалистичность. Это безалаберность организаторов и - гм - плохое отношение к своей работе и игрокам.

4. Актерская игра - это не чудик в балахоне, резиновой маске и с шокером. Актерская игра - это не вопль “Аааа” в ухо игроку и не хватание в темноте за ноги. И уж тем более не опасный и необоснованный контакт. Актерская игра - это про сюжет, интерактив и импровизацию.

5. Можно сделать крутой перф без контакта с актерами и на относительно небольшом пространстве, не вкладывая миллионы денег. Нужны лишь фантазия, ответственный подход и достойная актерская игра.

6. Если хотите сделать контактный перф, делайте контакт грамотным и сюжетно обоснованным. Лучше вовсе без контакта, чем плохой контакт.

В заключение. Вызывает глубокое сожаление факт, что некоторые организаторы порой строят квесты по принципу “пока пипл хавает, будем делать из говна и палок”. Простите, господа, но хорошая работа так не делается. Должно быть уважение к игрокам, к тому, что люди несут вам заработанные деньги, и неважно, человек прошел двести квестов или один, ваш продукт должен быть достойно оформлен. А если мы будем исходить из принципа “у нас ничего другого нет, пусть берут, что дают”, не думаю, что закончится квестовая история в РБ хорошо.

И последнее. Учитесь, господа организаторы, принимать критику. Если вам не нравится обратная связь от игроков или их оценка оказалась ниже, чем вы ожидали, не выносите это на публику, чтобы вас, бедных и недооцененных творческих личностей, пожалели. Обложите игроков всевозможными проклятиями в своем внутреннем квестовом чате, чтобы полегчало, и задумайтесь, а почему именно такая обратная связь вам прилетела. Ну и в коалицию “Обиженных” вступите, чего уж там.

Автор: Iryna